Тацуми Хидзиката : Создатель "Буто" ( 1928 — 1986 )
Буто впервые появилось в Японии, как следствие послевоенных перемен в общественном сознании, благодаря танцору и хореографу Тацуми Хидзиката и Кацуо Оно в теневом авангарде 1950-х и 1960-х годов. Основным стимулом этой художественной формы стало сопротивление вестернизации японских танцевальных школ и возвращение к сумрачным истокам сознания, где вытесненные аспекты тени медитативно прорабатывались в танце. Первую постановку в стиле буто в 1959 году осуществил Тацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия».
Тацуми Хидзиката ( 土方巽 ) родился в округе Акита в северной Японии в многодетной семье, был десятым из одиннадцати детей. В 1952 году, после того как закончилась американская оккупация Японии, переехал в Токио. В то время Тацуми изучал чечётку, джаз, фламенко, балет и немецкий экспрессивный танец (Нобутоси Цуда ).
Его ранние работы, созданные под влиянием Лотреамона (предтечи сюрреализма), Антонена Арто (разработавшего театральную концепцию, известную как «театр жестокости»), Жана Жене, Маркиза де Сада, были сексуальными, хаотичными, сильно импровизированными. Он тщательно исследовал гротеск, темноту, распад и превращение человеческого тела в другие формы (животных), что в итоге привело к тому, что выступления артиста были названы «грязным авангардом» и запрещены японской Ассоциацией Танца. Хидзиката создал поэтический и сюрреалистичный хореографический язык, «буто-фу», то, что помогает танцору трансформировать свое тело в другие формы.
К концу 60-х Хидзиката стал работать над новым танцем, чрезвычайно насыщенным условными жестами, «вытянутыми» из воспоминаний детства, родного дома на северо-востоке Японии. Чаще всего именно этот стиль в западном понятии связан с Буто. Исполнения Хидзиката, сосредоточенные на местной культуре его родных мест были окрещены как «тохоку кабуки». Они могут быть поняты, и как попытка придать особое значение физическим качествам деревенских японцев и подобным им, оставленных далеко позади в процессе модернизации Японии, начатой в эпоху Мэйдзи.
В конце 50-х начале 60-х Хидзиката часто сотрудничал с режиссерами, фотографами, архитекторами, визуальными художниками, что свидетельствует об его подходе к танцу, как пересечению с другими формами искусства. Среди самых выдающихся партнерских союзов – проект «Камайтати». Через ряд поездок в северную Японию была создана серия, изображающая мистические и опасные существа в провинциях Японии (камайтати =ёкай).
Позже Хидзиката финансировал проекты фотографа «Анкоку Буто», участвуя в работе с группой танцоров. Хидзиката сыграл в заметных фильмах в жанре эрогуро «Эдогава Рампо Дзэнсю: Кёфу Кикэй Нингэн» (Кошмары Уродливых Мужчин) и «Кайдан Нобори Рю» (Проклятие Слепой Женщины/Испуганная Жизнь Дракона/Татуированная Девушка) Тэруо Исии.
Заключительная сольная работа Хидзиката «Бунт Тела» вдохновленная озабоченностями римского императора Гелиогабала и работами немецкого художника Ханса Беллмера, иллюстрировавшего книги Лотреамона, Жоэ Буске, Рене Кревеля, Арагона, Жоржа Батая, Уники Цюрн, Сада, была представлена в 1968 году.
К середине 80-х Хидзиката занимался постановкой хореографии для Кадзуо Оно, с которым он начинал вместе работать. Несмотря на резко отличавшиеся взгляды двух художников, работа стала видным общественным проявлением Танца Темноты. Хидзиката подчеркивал чувство через форму в своем танце, «жизнь догоняет форму», говорил он, что никоим образом не предполагает, что танец артиста был просто формой. Кадзуо Оно исходил из другого руководства, «форма выходит из тебя только потому, что обычно имеет духовное содержание».
Хидзиката решил вернуться на сцену, но его жизнь в 1986 году трагически оборвалась в возрасте 57 лет от печеночной недостаточности. «Зал Асбеста» после смерти артиста функционировал как клуб, где выпивали и смотрели фильмы, опять как студия танца, но, в конечном счете, был продан и преобразован в 2000-х годах в частный дом. Все работы Хидзиката – фильмы, альбомы с вырезками и другие артефакты были собраны в форме архива в университете Кэйо (Токио). Тацуми Хидзиката навсегда останется главной ключевой фигурой, вдохновляющей хореографов, исполнителей, визуальных художников, режиссеров, писателей, музыкантов, архитекторов и цифровых художников.
О своем творчестве Хидзиката говорил «Я никогда не думал о своей работе как об авангарде. Если вы бежите по трек и, делая полный круг, оказываетесь позади всех остальных, то в тоже время, кажется, что вы один из первых. Возможно, именно это и произошло со мной…».
https://vk.com/topic-60612440_29226481
http://girshon.ru/article/tanets-buto-kak-metod-psihosomaticheskogo-issledovaniya-toshiharu-kasai/
http://www.contemporary-dance.org/butoh.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Butoh
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хидзиката,_Тацуми
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оно,_Кадзуо